Вместе с педагогом-психологом
Что нужно знать родителям будущих первоклассников?
Образовательный процесс в настоящее время предъявляет к обучающимся ряд требований, от своевременной социально-психологической готовности к выполнению которых зависит успешность адаптации и социализации ребёнка в образовательной среде. На что стоит обратить внимание при подготовке ребёнка к школе, какими навыками он должен владеть?
Психологическая готовность проявляется в желании идти в школу, готовности к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, наличии у ребёнка широкого кругозора и конкретных знаний.
Интеллектуальная готовность проявляется в способности ориентироваться в пространстве, времени, окружении; соответствующему возрасту уровне памяти, мелкой моторики, словарного запаса.
Ребёнок умеет думать, делать выводы, рассуждать на доступные ему темы, сообщать элементарные сведения о себе, знает времена года.
Для выявления уровня интеллектуальной готовности можно предложить опросник из ориентационного теста Керна-Йерасека.
Задание может звучать так: "Я задам тебе вопросы, а ты попробуй на них ответить". Если ребёнку сложно ответить на них, можно помочь наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, а затем суммируются.
Какое животное больше -- лошадь или собака? |
Лошадь = 0 баллов Собака = - 5 баллов |
Утром мы завтракаем, а днём... |
Обедаем, едим суп, кушаем мясо = 0 баллов Ужинаем, спим и другие неправильные ответы = - 3 балла |
Днём светло, а ночью... |
Темно = 0 баллов Неправильный ответ = - 4 балла |
Небо голубое, а трава... |
Зелёная - 0 баллов Неправильный ответ = - 4 балла |
Груша, яблоко, апельсин - что это? |
Фрукты = 1 бал Неправильный ответ = - 1 балл |
Почему перед тем, как пойдет поезд, опускается шлагбаум? |
Чтобы никто не пострадал, чтобы поезд не столкнулся с автомобилем и т.д. = 0 баллов Неправильный ответ = - 1 балл |
Что такое Брест, Гродно, Минск? |
Города = 1 балл Станции = 0 баллов Неправильный ответ = - 1 балл |
Который сейчас час? (Показать на настоящих или игрушечных часах) |
Правильно показано = 4 балла Показано только час или четверть часа = 3 балла Не знает часов = 0 баллов |
Маленькая корова - это телёнок, а маленькая собака ..., маленькая овечка... |
Щенок. ягнёнок = 4 балла Один верный ответ - 0 баллов Неправильный ответ = - 1 балл |
Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них общего? |
На кошку, потому что у них есть по 4 ноги, шерсть, хвост и когти = 0 баллов На кошку БЕЗ объяснения + - 1 балл На курицу = - 3 балла |
Почему во всех автомобилях есть тормоза? |
Указано 2 причины (тормозить, останавливаться, избежать столкновения и т.д.) = 1 балл Указана одна причина = 0 баллов Неправильный ответ = - 1 балл |
Чем похожи друг на друга молоток и топор? |
Указано 2 общих признака (они из дерева и железа, это инструменты, ими моно забить гвоздь, у них есть рукоятки и т.д.) = 3 балла, Одно подобие = 2 балла Неправильный ответ = 0 баллов |
Чем похожи друг на друга кошка и белка? |
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков = 3 балла Одно подобие = 2 балла Неправильный ответ = 0 баллов |
Чем отличаются винт и гвоздь? Как бы ты их узнал, если бы они лежали перед тобой на столе? |
У винта резьба (закрученная линия на ножке) = 3 балла Винт ввинчивается, а гвоздь забивается, или у винта есть гайка = 2 балла Неправильный ответ = 0 баллов |
Футбол, прыжки в высоту, теннис, плаванье - это... |
Спорт, физкультура = 3 балла Игры, упражнения, гимнастика, состязания, соревнования = 2 балла Нет ответа = 0 баллов |
Какие ты знаешь транспортные средства? |
Три наземных транспортных средства + самолёт, корабль = 4 балла Только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолётом и кораблём, но только после объяснения что такое транспортные средства = 2 бала Неправильный ответ = 0 баллов |
Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? |
3 признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4 балла Одно или два различия = 2 балла Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов |
Почему люди занимаются спортом? |
Две причины (чтобы быть здоровым, закалённым, не быть толстым и т.д.) = 4 балла Одна причина = 2 балла Неправильный ответ (чтобы уметь, чтобы зарабатывать деньги и т.д.) = 0 баллов |
Почему это плохо, когда кто-то уклоняется от работы? |
Остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кому-то причиняется ущерб вследствие этого) = 4 балла Он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2 балла Неправильный ответ = 0 баллов |
Суммирование баллов: Сумма от 24 баллов и выше - высокий вербальный интеллект (кругозор); Сумма от 14 до 24 - выше среднего; Сумма от 0 до 13 - средний показатель вербального интеллекта; От -1 до -10 - ниже среднего; От -11 и меньше - низкий показатель. |
Личностно-социальная готовность проявляется в потребности в общении, умение находить место в коллективе сверстников. Родителям следует понаблюдать за ребёнком: умет ли он общаться с детьми, признаёт ли принятые правила, проявляет ли инициативу в общении.
Мотивационная готовность проявляется в познании окружающего мира, желании узнавать что-то новое, у ребёнка присутствует положительное отношение к школе.
Физиологическая готовность. Ребёнок соответствует формальному развитию. Для определения физической готовности к школе можно провести филиппинский тест. В возрасте 5-6 лет у детей происходит полуростовой скачок, заключающийся в удлинении рук и ног. Для того, чтобы определить наличие данного скачка, попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку НАД головой (Рис. 2). Как правило, ребёнок 4-5 лет (Рис. 1) не может этого сделать, так как руки еще короткие.
Результат филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребёнка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное = степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать полученную информацию.
Использованы материалы психологического и социально-педагогического журнала "Диалог" № 3 (май-июнь 2022)
Помощь пострадавшему от домашнего насилия
Домашнее насилие - умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребёнка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу причиняющие физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 04.01.2014г. № 122-3 "Об основах деятельности по профилактике правонарушений").
Пострадавший от домашнего насилия - гражданин, которому в результате совершения домашнего насилия причинены физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 04.01.2014г. № 122-3 "Об основах деятельности по профилактике правонарушений").
Если в отношении Вас совершаются противоправные действия со стороны членов Вашей семьи и лиц, проживающих совместно, либо Вам стало известно о фактах насилия в семьях Ваших знакомых, соседей или родственников, а так же о семейном неблагополучии, Вы можете обратиться за помощью в органы внутренних дел по телефону: 102
Если Вы пострадали от домашнего насилия, у Вас есть возможность получить услугу временного приюта.
В г. Бресте действуют территориальные центры социального обслуживания населения, которые оказывают психологическую и социальную помощь.
В таких центрах созданы "кризисные комнаты", где пострадавший от домашнего насилия может временно поселиться.
ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Московского района г. Бреста"
Психологическая помощь:
Тел: 8 (0162) 43-59-13, ПН-ПТ, 8.15-13.00; 14.00-17.15.
"Кризисная комната"
КРУГЛОСУТОЧНО
Тел: +375(29)892-88-07
ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района"
"Кризисная комната"
КРУГЛОСУТОЧНО
Тел: +375(29)239-94-91
ТЕЛЕФОНЫ "ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ" В Г. БРЕСТ
- Дежурная служба ОВД Ленинского района г. Бреста: 8(0162)21-17-20 КРУГЛОСУТОЧНО
- ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бреста": 8(0162)52-70-10; ПН-ПТ 8.00-13.00, 14.00-17.00
- УЗ "Брестская центральная поликлиника": 8(0162)25-56-14; ПН-ПТ 8.00-13.00, 14.00-17.00
- Управление по образованию администрации Ленинского района г. Бреста: 8(0162)21-92-06; ПН 11.00-13.00, 14.00-20.00, ВТ, СР, ЧТ, ПТ 8.30-13.00, 14.00-17.30
- ГУ "Учебно-методический кабинет Ленинского района г. Бреста" 8 (1062) 21-96-65, ПН-ПТ 8.00-13.00, 14.00-17.00
СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ г.БРЕСТ
"ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ"
для взрослых и детей
КРУГЛОСУТОЧНО
8 (0162) 25-57-27 ;
короткий номер
170
Берегите себя и близких Вам людей!
Рекомендации по адаптации к детскому саду
"Все мы родом из детства."
Антуан де Сент-Экзюпери
Первыми социальными институтами, в которых осуществляется познание окружающей действительности, являются семья, детский сад и школа. Ведущая роль в подготовке ребёнка к новому этапу в жизни принадлежит родителям.
Первый переломный момент наступает в жизни ребёнка, когда ребёнка ведут в детский сад. Начало посещения детского сада и школа сопровождается изменением окружающей среды: режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций.
Рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к поступлению в детский сад
- Тренируйте у ребёнка с самого рождения систему адаптационных механизмов, приучайте его заблаговременно к условиям и ситуациям общения, в которых следует менять формы поведения (в гостях, в магазине, на детской площадке). Особенно это касается семей, где один ребёнок.
- Вхождение ребёнка в детский сад должно быть постепенным. Приводить ребёнка желательно на 1-2 часа. Первую неделю ребёнок может находиться в группе до 11 часов, затем, забирайте его с прогулки, пообедайте дома и обязательно организуйте дневной сон. Несколько дней пребывания в детском саду должны ограничиваться временем до дневного сна.
- Воспитатель – главный человек в саду для ребёнка. Ваша оценка личностных качеств воспитателя, его внешнего вида – ориентир для малыша. Если Вы будете хорошо отзываться о воспитателе, то и ребёнку будет легче наладить отношения с ним.
- Настройте малыша на его поступление в детский сад как можно позитивнее. Отзывайтесь о предстоящем посещении сада как о радостном событии. Взрослым не следует озвучивать волнующие их проблемы и опасения, связанные с детским садом в присутствии малыша.
- Заранее уточните о режиме дня в детском саду и постарайтесь приблизить к нему домашний режим дня. Резкая смена режима дня отражается на здоровье ребёнка, поэтому она должна проходить постепенно. Подробно расскажите ребёнку о правилах детского сада, что и в какой последовательности он будет там делать. Малышей пугает неизвестность, когда ребёнок увидит, что ожидаемое событие происходит так, как ему было обещано, он почувствует себя увереннее.
- Поощряйте попытки самостоятельных действий и самообслуживания. Ребёнок, умеющий своевременно сообщить о своей физиологической потребности не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет отвлечься от переживаний. Наличие у ребенка гигиенических навыков сделает пребывание ребёнка более комфортным. Не следует надеяться, что ребёнка всему научат в детском саду, если не смогли научить дома. Ребенок, вовремя не наученный делать то, что делают его сверстники в группе, будет чувствовать себя неуютно
- Не создавайте иллюзий, что всё будет выполнено по первому требованию. Объясните малышу, что в группе много детей и иногда ему следует подождать своей очереди. Ему обязательно уделят внимание и помогут.
- Научите малыша знакомиться с другими детьми, общаться с ними, просить и предлагать игрушки. Поощряйте его игры с другими детьми, посещайте парки, игровые площадки. Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушками, жалеть плачущего и т.д.
- Разработайте «свою» систему прощания с ребёнком. Это могут быть воздушные поцелуи, рукопожатие, прощание мизинчиков. Повторяйте их каждое утро; уходя не задерживайтесь и не оборачивайтесь, - так малышу будет проще отпустить Вас. Если Вы не будете бояться разлуки с ребёнком, он будет легче её переносить. Во время прощания демонстрируйте хорошее настроение, чувствуйте себя уверенно и обязательно уточните, когда Вы заберете малыша домой, проговорите по порядку каждый этап.
- В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша, теперь Вы меньше проводите времени с ним. Чаще обнимайте ребёнка и говорите ему, что Вы гордитесь им. Демонстрируйте ему любовь и заботу, объясняйте, что он для Вас дорог и любим.
Использованы материалы психологического и социально-педагогического журнала "Диалог" № 3 (май-июнь 2022)
Жизнь без конфликтов
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by