Вместе с воспитателем дошкольного образования

Мудрое родительство: развитие и воспитание ребёнка раннего возраста

07.06.2022
Материал журнала "Пралеска" - январь 2019 года
развернуть

Тaтьянa ИСAКОВA,

доцент кaфедры общей и детской психологии

Белорусского государственного педагогического

университета имени Максима Танкa,

кaндидaт психологических нaук, доцент

 

Обращаясь к психологии ребёнка раннего возраста, можно ощущать особую нежность и трепетность, поскольку малыши отличаются умиляющей красотой и чрезвычайно большой активностью и любопытством. Много смешных историй о проказах детей связаны именно с этим периодом жизни. Малыши забавны, в хорошем смысле не обременены социализацией и очень непосредственны, искренни в своих проявлениях.

В то же время растить малыша — непростая задача, требующая от родителей терпения, мудрости, готовности преодолевать многие сложности. К этому времени у них может накапливаться усталость (особенно у матери), связанная с интенсивной включённостью в жизнь малыша, решением многочисленных бытовых вопросов. Отношения между супругами также меняются: важными становятся умения договариваться, заботиться друг о друге, совместно разделять уход за ребёнком, заниматься его воспитанием.

 

   В возрастной периодизации психического развития ранний возраст имеет временные границы с года до трёх лет, это так называемый период раннего детства, период интенсивного развития всех сторон психики ребёнка. У него активно развиваются познавательные процессы, речь, он учится общаться с другими людьми. Возрастают физические возможности, ребёнок осваивает орудийные действия (учится есть ложкой, держать карандаш), изучает форму, цвет, величину, положение предметов в пространстве и многое другое. В этот период малыш постепенно начинает осознавать себя мальчиком или девочкой, различает пол других людей, а также осознаёт свою индивидуальность, образ «Я». Возрастает самостоятельность ребёнка и его желание активно познавать мир.

В какой деятельности лучше всего развиваются малыши и какие условия необходимо создавать для их благополучного психического развития?

Ведущая деятельность, в которой происходят самые важные изменения и формируются важнейшие качества, — предметно-манипулятивная. Что это значит? Ребёнок по-прежнему нуждается в тактильном контакте, мамином присутствии, вместе с тем он становится более самостоятельным и начинает обращаться ко взрослому как партнёру по изучению окружающего мира.

Мир предметов, вещей — самый важный для ребёнка этого возраста. И родители помогают открывать свойства этих предметов, показывают, как с ними обращаться.

Требуется время, чтобы ребёнок начал использовать предметы по назначению и усвоил способы обращения с ними. Вначале он просто ими манипулирует (стучит, катает по полу и пр.) и таким образом познаёт свойства. Умения родителей терпеливо показывать разные предметы и рассказывать о них, пояснять, вместе исследовать их позволяют малышу благополучно развиваться и приобретать собственный опыт обращения с миром вещей.

Поскольку малыш мыслит с помощью действий, то и мышление его — наглядно-действенное. Девиз ребёнка этого возраста: «Я действую — и тогда понимаю». В этот период очень важно создать для него развивающую предметную среду.

Индустрия детских игрушек и других аксессуаров широко предлагает различные товары для развития детей этого возраста (конструкторы, пирамидки, музыкальные игрушки и др.). Однако не обходится и без казусов. Например, родители могут быть удивлены и огорчены, что новомодный дорогой подарок не оценен по достоинству их малышом. И он гораздо больше увлечён вещами из реальной жизни взрослых — папиными ключами, маминой кастрюлей или какой-то ещё вещью из обихода.

Продолжение статьи - на сайте журнала "Пралеска" по ссылке

https://praleska-red.by/articles/mudroe-roditelstvo-razvitie-i-vospitanie-rebyonka-rannego-vozrasta/

свернуть

Ребенок и математика: учим считать. И.В. Житко

Ребёнок и математика. Учим считать.


Интерес к данной проблеме и её решению не случаен. Для родителей умение ребёнка считать до 10, а то и в более значимых пределах, часто возводится в ранг самых главных достижений малыша. Да и воспитателями дошкольного образования счётные умения часто рассматриваются как одно из основных академических достижений воспитанника. При этом родители, а вслед за ними и педагогические работники, начинают форсировать счётные проявления ребёнка, полагая, что чем раньше начать обучение счёту, тем лучше. Поэтому очень хочется рассмотреть 4 вопроса: для чего ребёнку дошкольного возраста счёт? Какие особенности представлений о числе и счёте у детей? Когда начинать учить считать? Как познакомить со счётом, не «включая» насилие? И постараться ответить на них с позиции науки и многолетнего опыта.

 

Для чего ребёнку дошкольного возраста счёт? Нам, взрослым людям, профессионально не связанным с математикой, необходимость счёта понятна: сосчитать деньги, гостей, количество детей в группе, т.е. нам счёт нужен для решения проблем. А ребёнку? До возникновения у него мотивированной потребности правильно и результативно выполнить действия с математическим содержанием (поручение взрослого или самостоятельно поставленную задачу) счёт ему не нужен. Например, взрослый даёт поручение поставить на стол 4 тарелки или ребёнок играет с игрушками — гостями и ему надо принести и поставить на стол столько тарелок, сколько гостей. Если ребёнок не знаком с числом и счётом, он не выполнит правильно задание. И если он не нацелен на результативность, то будет безразличен к итогу собственных действий: что получилось, то и получилось. Но если добавляется мотив, то правильность результата приобретает значимость. И тогда ребёнку будет нужен счёт как способ решения возникшей у него проблемы.

Но чтобы создать ребёнку дошкольного возраста подобную проблему или понять,
когда ребёнок осознанно отнесётся к ней и её решению, взрослому, а особенно педагогическому работнику, следует знать, какие особенности представлений о числе и счёте наблюдаются у детей дошкольного возраста.
Особенности детских представлений  о числе и счёте У детей дошкольного возраста деятельность счёта развивается поэтапно. Об этом свидетельствуют исследования отечественных педагогов и психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.В. Данилова, Г.А. Корнеева, А.М. Леушина и др.). От 2 до 4 лет детьми осваивается деятельность с совокупностями (множествами). Они составляют группы предметов, выделяют из них единичные, устанавливают равенство и неравенство групп практическим путём (наложением, приложением и графическим соотнесением); у них формируется зрительный образ совокупностей в один, два и три объекта без использования счёта; они используют количественные характеристики (один, ни одного, много, два, три). Этот этап условно назван учёными «дочисловым». С четырёх лет дети переходят на этап
освоения счётной деятельности, которая является сложной системой соподчинённых
друг другу отдельных действий (операций). Ребёнок их ещё не знает и поэтому часто подражает взрослому внешними проявлениями счётной деятельности: называет различные числительные (как он их запомнил), машет в такт называнию рукой или головой. Причём у него складывается ложное представление о том, что считать — это только называть числа в определённом порядке. Ребёнок дошкольного возраста запоминает этот порядок как стихотворение, как песню, не внося осознанного смысла в действие, чему часто способствуют взрослые, стимулируя похвалой достижения ребёнка в запоминании и назывании порядка чисел, определяя его, однако, как счёт.
Значимой особенностью начала счётной деятельности является увлечённость воспитанников процессом счёта и игнорирование цели счёта, что в целом характеризует любую детскую деятельность данного возрастного периода (для ребёнка важна сама деятельность, а не её результат). З.А. Михайлова выделяет такую особенность количественных представлений детей от 4 до 5 лет: они осуществляют увеличение
или уменьшение количественной величины множеств практически, добавляя или убирая
один-два предмета. При этом ребёнок проговаривает свои действия, особенно если они
обусловлены игровой ситуацией. Определение большей или меньшей мощности дети
осуществляют, как правило, по дальности их расположения от начала сосчитывания, что
свидетельствует о недостаточном освоении способа получения каждого числа. Не могут
назвать предыдущее или последующее число. В этом возрасте на основе слухового образа у детей только формируется зрительный образ натурального ряда.
Как указывает И.А. Френкель, началом усвоения натурального ряда как понятия
можно считать тот момент, когда ребёнок усваивает, что все числа натурального ряда
идут в возрастающем порядке, то есть он может называть числа с промежутками, но
всегда в возрастающем порядке. Например, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 15, 40, 100…, т.е. идёт усвоение того, что каждое последующее число больше предыдущего.
На начальных этапах освоения счётной деятельности при пересчёте объектов множества
на вопрос «Сколько всего?» дети называют не итоговое число, а вновь начинают пересчитывать объекты, не понимая, почему, называя при счёте числа, нельзя говорить слово «всего», не понимают собирательного значения итогового числа. При просьбе показать всего, например, пять кукол, ребёнок может показать пятую куклу, на которую при счёте пришлось указать и назвать число пять, т.е. осваивают процесс счёта, но итоговое число соотносят не со всем количеством объектов, а с последним. Н.А. Менчинская назвала такой счёт «безытоговым». Счёт с помощью слов-числительных имеет два компонента: речевой и двигательный. При освоении двигательного компонента ребёнок первоначально берёт в руки предметы или дотрагивается до них, передвигает. Затем лишь указывает пальцем на предметы на расстоянии. После этого выделяет предметы глазами, не опираясь на действия рук. В освоении речевого компонента наблюдается следующая последовательность: первоначально ребёнок
громко проговаривает слова-числительные, затем называет их шёпотом, затем лишь шевелит губами (иногда это сопровождается произношением некоторых звуков), после этого произносит слова-числительные про себя без движения губ.
На основе сравнения последовательности освоения речевого и двигательного компонентов можно утверждать, что они проходят путь от внешнего развёрнутого действия ко внутреннему сокращённому, что характерно для последовательности формирования и развития умственного действия, его интериоризации (П.Я. Гальперин). Данный вывод подтверждает, что счёт следует рассматривать как умственное действие.
Речевой и двигательный компоненты проявляются одновременно или один может опережать другой. На пятом году жизни иногда наблюдаются такие моменты, как опережение называния числа с задержкой указывающего действия рук, или наоборот, ребёнок назвал число один, а руками уже показал два предмета. Эта особенность затрудняет точность счёта при переходе счётной деятельности во внутренний план.

Часто дети называют первое числительное словом «раз» (в значении один), что сильно затрудняет понимание количественного значения числа; очень трудно дети осваивают согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. В речи детей
изобилуют ошибки, например, «пять медвежонков», «четыре утюгов»; считают окна,
начиная со слова-числительного «один», а не «одно» и т.п. Особую сложность для детей представляет освоение такой разновидности счётной деятельности, как отсчёт, при котором следует не пересчитывать все объекты множества, а из большего количества изъять меньшее, считая те объекты, которые изымаются из множества. Ребёнок часто начинает словами числительными сопровождать не отставленный в сторону объект, а движения своих рук (взял в руки предмет, сказал «один»; отставил его в сторону, сказал «два»), увеличивая тем самым количество отсчитанных объектов в
два раза. Сложность вызывает и то, что при отсчёте ребёнку надо произвольно ограничить себя в счётных действиях (завершить счёт тогда, когда нужное количество изъято), в то время как при пересчёте всего множества ему не надо так ограничивать себя в действиях, т.е. он непроизвольно заканчивает счёт, когда заканчиваются элементы множества. В возрасте от 4 до 5 лет в процессе обучения у воспитанников формируется совокупность последовательных представлений о числе. В начале освоения детьми числа и счёта у них складывается представление о том, что число относится только к тому множеству, которое он сосчитывает. Например,
сосчитали ёлочки. Их три. Число 3 закрепляется за множеством ёлочек, и при предъявлении трёх мячей дети это число на множество
мячей не переносят. Чтобы в сознании ребёнка число абстрагировалось от конкретных характеристик элементов множества, ему необходимо получить опыт счёта различных множеств (предметов, звуков, движений, объектов природы и т.д.) и понять число как равномощность множеств и его независимость от качественных и пространственных признаков элементов множеств. Это объясняется тем, как отмечено в трудах Ж. Пиаже, Л. Обуховой и др., что на восприятие численности оказывают влияние различные качественные и пространственные признаки множества (цвет, форма, величина,
назначение, однородность объектов, их пространственное расположение). Дети называют большим количество тех предметов, которые более ярко или светло окрашены, имеют больший размер, расположены дальше друг от друга, расположены линейно, а не в виде числовой фигуры, более плотной группой.
Результат достигается тогда, когда ребёнок, участвуя в различных видах детской деятельности, производит практические действия со множествами объектов, считает предметы, звуки, движения с помощью различных анализаторов (на ощупь, глазами, на слух), а также, когда сравнивает различные множества по количеству и приходит к выводу, что предметы разные, но их поровну, например, по 5.
Упорядочивание знакомых слов-числительных происходит постепенно и в разном
темпе. Ребёнок усваивает этот порядок лишь на некоторых отрезках натурального ряда
(неизменные, устоявшиеся словосочетания).
Обычно это происходит на отрезке до 5. Дальше следуют случайные слова- числительные. Например, 1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, 5, 40… . Затем идёт формирование отрезков натурального ряда. И.А. Френкель выделяет два направления формирования отрезков: увеличивается отрезок механически запоминаемых в последовательности слов-числительных; происходит осознание места каждого из слов числительных. Важной особенностью на этом этапе выступает образование речеслуходвигательных связей между числительными, т.е. речеслуходвигательного образа натурального ряда. Например, иногда ребёнок пользуется словом «раздватри» для обозначения каждого предмета при счёте. Образ ряда пока отсутствует. Место числительного среди других не осознаётся.
Н.И. Чуприкова отмечает, что дети на этом этапе, овладевая счётом, не могут начать называние чисел с любого числа, а только с самого начала.
При освоении порядкового значения числа ребёнок от 4 до 5 лет часто заменяет порядковый счёт количественным (называет количественные числительные), а затем результат переводит в порядковый. Это свидетельствует о недостаточной степени дифференцировки ребёнком цели количественного (узнать сколько) и порядкового (определить на котором по счёту месте) счёта, о не полном освоении правил порядкового счёта. 

См. продолжение статьи на сайте журнала по ссылке.

https://praleska-red.by/articles/rebyonok-i-matematika-uchim-schitat/

 

 

свернуть

Прытрымлівайся законаў дарог!

Аплевіч Раман Андрэевіч. СШ № 38 г. Гродна, 1 «В» клас 

Рух суправаджае наша жыццё. Раніцай крочу дарогай ад дома да школы. Днём у мітусні і клопаце бягу з мамай праз шэраг скрыжаванняў. Вечарам на сваім двухкалёсніку качуся па асфальтаванай… Усё наша жыццё – абраная намі дарога. Мы хочам, каб яна была гладкая, без перашкод, давала нам заўсёды зялёнае святло. Рух жыцця паскарае нас, і мы забываемся на тое, што гэтая самая дарога таксама, прыняўшы новага пешахода ці кіроўцу, хоча ад іх удзячнасці і павагі. Гэта павага да тых законаў, якія яна дыктуе. Вось асноўныя з іх. Закон першы ‒ будзь пільны. Перад чырвоным вочкам святлафора і стракатымі палосамі пешаходнага на асфальце, пры пераходзе (пераездзе) чыгуначных шляхоў і сыходзе з тралейбуса ці аўтобуса. Дарога заўсёды падказвае знакамі, сваімі меткамі і нават голасам (так, дарога умее гаварыць!), але чалавек не заўсёды чуйны і ўдзячны. Кідаецца ў транспартную плынь на злом галавы, не зважаючы на яе знакі, або раней, чым загарыцца зялёнае святло, выходзіцьна дарогу. Забываецца паглядзець спачатку налева, а потым направа, пашукаць вачамі небяспеку ад набліжэння аўтамабіля, разлічыць час пераходу. Нават такое месца, як прыпынак, патрабуе ўвагі, ці няма набліжэння транспарту, да дзвярэй якога трэба падыходзіць толькі пасля поўнага яго спынення. Часта назіраеш, як чалавек бяжыць і ў апошні момант кідаецца ў дзверы, напрыклад, тралейбуса. Страшна падумаць, што можна быць не толькі прыціснутым дзвярамі. Найбольш трывожыцца за чалавека чыгуначная дарога. Свой гукавы сігнал яна падае задоўга да набліжэння цягніка, закрывае ад небяспекі шлагбаумам аўтамабілі. І вымагае высокай ступені адказнасці пры пераездзе. Дарога кажа: ідзеш па вуліцы – не трымай у руках мабільны тэлефон, не слухай музыку ў навушніках, памятай пра тэхнічны сродак бяспекі – веласіпедную дарожку. Закон другі – абазнач сябе. Дарога робіць сябе яўнай у шматлікіх знаках: «для інфармавання», «для прадпісання», «для забароны», «асаблівыя выключэнні» ‒ для пешаходаў і кіроўцаў. Яна гаворыць з пешаходам святлом, голасам сігналу. А чалавек? У цёмны час заўсёды абазначае сябе, кажа пра сябе «я тут»? Нашы аўтамабілі і веласіпеды, відаць, больш дысцыплінаваныя. Яны заўсёды абсталяваныя святлоадлюстравальнымі элементамі, напрыклад, катафоты ў веласіпеда або наклееная святлоадлюстравальная стужка. Нашы аўтамабілі ўключаюць святло фар на змярканні ці ў перыяд такой акцыі, як «На дарозе дзеці!». Кіроўцам аўтамабіляў вядомы не адзін выпадак выратавання чалавека дзякуючы флікерам, калі у час быў заўважаны чалавек, на яго паспела зрэагаваць асоба за рулём. Флікер – не абярэг, сам па сабе ён не гарантуе бяспекі, але дазваляе быць заўважаным на адлегласці 300 – 350 м (для параўнання: без флікера кіроўца бачыць пешахода на адлегласці не больш за 40 м. Менш шанцаў для кіроўцы – большая рызыка для жыцця). Закон трэці – вучы правілы дарожнага руху. Дарога прадугледзіць усё: абавязкі кіроўцаў, пасажыраў, сігналы, манеўраванне, размяшчэнне транспартных сродкаў на праезджай частцы, хуткасць руху, абгон, праезд і пераход скражыванняў, чыгуначных шляхоў, рух у жылой і пешаходнай зонах, на веласіпедах і мапедах, нават рух коннікаў і прагон жывёлы, перавозку пасажыраў, грузаў, буксіроўку. І што цікава, нават правілы, па якіх аўтамабіль не мае магчымасці прымаць удзел у дарожным руху. А таксама адказнасць чалавека, зябеспячэнне бяспекі дарожнага руху будаўнічымі, камунальнымі службамі… Дарога падумала пра ўсё і пра ўсіх… Здаецца, ці магчыма ведаць і памятаць усё (асабліва мне, школьніку!). Нехта можа падумаць, што ўсё гэта патрэбна толькі на экзамене ў ДАІ, каб атрымаць пасведчанне кіроўцы. Але і звычайны пешаход не вызваляецца ад многага з пералічанага: перш-наперш ведаць і кіравацца сігналамі дарожных святлафораў, знакамі, разметкай, не ствараць перашкод і небяспекі для дарожнага руху. Не забруджваць дарогу смеццем, не пакідаць габарытных прадметаў побач са шляхам. Таксама дарога не любіць і не паважае нецвярозасць. Магчыма, пагаджуся, што законаў дарогі мноства, але галоўны з іх – УЗАЕМАПАВАГА і ЎЗАЕМАВЕТЛІВАСЦЬ: пешахода і кіроўцы, веласіпедыста і ўладальніка электрасамаката, аматара хуткасных аўтамабіляў і прафесіянала, які сядзіць за рулём велікагрузаў. Закон чацвёрты – любі дарогу. Рух… Я еду з бацькамі ў машыне па магістралі М6. За вокнамі праносяцца гарады, лясы… А я, прышпілены ў аўтакрэсле мамай, назіраю за далячынню, адкрытым, як на далоні, жыццём. Асфальтаваная або без пакрыцця, дарога не будзе прамой. Выгінаецца, уецца. Часам калёсы з цяжкасцю прабіраюцца праз вясковую гразь дарогі да маіх бабулі з дзядулем. Але яна, дарога, заўсёды будзе бяспечнай для мяне, бо я і мае бацькі любім дарогу, прымаем яе правілы, сплочваем доўг – быць законапаслухмянымі. Любіце дарогу – значыць, любіце і беражэце жыццё. Бяспека абранай намі дарогі залежыць ад нас.

 

https://praleska-red.by/articles/prytrymlivajsya-zakona%d1%9e-darog/

свернуть